Приемы развития
познавательной активности обучающихся,как средство формирования естественно научной грамотности на уроках
биологии,используемые при реализации технологии наставничества.
Важной составной частью функциональной
грамотности является естественно-научная грамотность. Это способность человека
осваивать и использовать естественно-научные знания для постановки вопросов,
освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений, основанных на
научных доказательствах.
Естественно-научная грамотность включает
понимание основных закономерностей и особенностей естествознания,
осведомлённости в том, что естественные науки и технологии оказывают влияние на
материальную, интеллектуальную, культурную сферы деятельности общества. Она
также проявляется в активной гражданской позиции при рассмотрении проблем,
связанных с естествознанием, а их
формирование должно начинаться в раннем школьном возрасте на уроках по изучению
окружающего мира. Мастерство учителя исследовать, побуждать , формировать и развивать
, сначала через познавательные интересы к своему предмету ,превращая
обучение в разнообразную, продуктивную и
творческую деятельность , а затем
и подключая возможные линии ранней профориентации и выработки
гражданской позиции. Интересно
наблюдать в нашем обществе при возникновении пандемии КОВИД
и необходимости вакцинироваться
многие взрослые люди и учителя отказываются от вакцинации, а ученица 9
класса после курса анатомии и биологии, обсуждения
проблем ,которые возникли перед все человечеством, открыто говорит о том что хотела бы сама поставить
прививку, чтобы обезопасить свою семью и
окружающих ,чем не гражданская позиция ? Эта позиция не появится сама по себе,
это результат работы учителя и часто не одного…
Роль учителя значительно расширяется, это уже не
человек ,передающий знания –транслятор, а наставник появилось новое понятие( навигатор) в мире
информации, способный помочь в выборе наиболее достоверного источника,
вычленить из бушующего потока информации самые ценные сведения
и превратить их в личностные знания ученика и возможность
формирования будущих интересов ,помогать ученику находить свои преимущества
и слабые стороны, создавать образовательную среду, которая позволит ученикам
раскрывать свой потенциал и выстроить
свою индивидуальную образовательную
траекторию. Возрастает также и значение естествознания в решении глобальных
проблем человечества и сохранения благоприятной среды обитания для будущих
поколений. Естественно научная
грамотность это не сумма знаний, а
основа для формирования мышления, а мышление
это попытки объяснить реальные
умения на основе имеющейся информации.
Методы обучения - это способы совместной
деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения.
Структурной единицей любого метода является методический приём. Методический приём - это
конкретное действие учителя и учащихся, направленное на достижение
образовательного результата (гражданская позиция –это тоже образовательный
результат)
Одни и те же приёмы входят в различные
методы обучения, один метод может быть реализован различными приёмами.
Рассмотрим некоторые из методов и приёмов,
направленных на формирование естественно-научной грамотности на конкретных
примерах.
В
образовательных учреждениях разного типа
широко используется метод проектов, это могут быть и мини исследования
на уроке, где объяснения явлений не входит в учебный материал курса и учебные проекты и проекты РИКО,что дает « богатую почву» для наставнической
деятельности .
И
даже обычный учебный эксперимент «Выращивание лука » в 5 классе
может погрузить ребенка и его
родителя в мир открытых задач, где
явное на практике оборачивается проблемой при выполнении. У одних лук
вырастает огромным за две недели, а у других он только тронулся в
рост за 4 недели. В чем причина? Нужно найти все факторы, которые могут влиять
на рост и развитие растения . И возникает дискуссия в чате родителей и их захватывает этот процесс … Использование
задач приближенных к действительности повышают
их привлекательность для школьника, а
этим богата наука биология .Выращивание плесени, изучение состава пищевых
продуктов по этикеткам ,расчет калорийности пищи реального меню школьной
столовой или домашнего обеда , экспериментальные
практические задачи в анатомии - являются методическим ресурсом для обучения школьников решению жизненных
задач (проблем) с помощью предметных знаний (метод кейс-технологии)
Учитель, как
мотиватор, для обучающихся должен организовать деятельность, признать и
одобрить все результаты, дать возможность высказаться и продемонстрировать
навыки, научить быть лидером, показать новые незнакомые проблемы и научить их
решать .
Совокупность
различных проектов, моделей, практик, которых
в избытке можно найти в интернете «ничего» без
профессионального, заинтересованного, активного учителя – наставника, которого
дети захотят увидеть рядом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий